Иллюстрация

Иллюстрация (от лат. illustrate — освещение, наглядное изображение) в широком смысле — пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами или изображениями; в более узком — область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных произведений, составная часть искусства книги.

Принципы использования иллюстрации в различные периоды истории чрезвычайно многообразны. Для иллюстраций эпохи Возрождения характерны линеарная чёткость композиций, изысканная простота и условность образных решений, постоянное использование аллегории и эмблематических деталей (типичное и для эпохи барокко).

В 17 веке усложнённость техники гравюры на меди, крупные форматы изображений, требующие складывания листов, на которых типографии отдельно от набора печатали изображения, обусловливают почти полный отрыв иллюстрации от текста. 

Интенсивно развивается гравированная на меди иллюстрация в 18 веке. У. Хогарт в Англии создавал сатирические повествовательные серии, текст к которым писался авторами после создания изображений. Научные и учебные издания щедро дополнялись изображениями «делового» характера. 

Особенно многочисленными становятся книжные рисунки в 19 столетии, что, нередко, вызывало протесты даже самих авторов (например, Г. Флобера), не желавших, чтобы между их текстами и читателем возникал посредник-художник. Иллюстрации к наиболее популярным произведениям зачастую издавались в виде отдельных тетрадей, которые можно было объединять в альбом. У некоторых мастеров рисунка 19 века изображение нередко привлекало к себе большее внимание, нежели текст.
К концу 19 века, с развитием полиграфии, почти все предшествовавшие техники репродукции оказались вытесненными различными видами фотомеханической печати (цинкография, автотипия).
 
 
В начале 20 века развилось движение «новой типографии», отрицавшее целесообразность иллюстрации. На первое место выдвигались задачи создания книги как единой визуальной системы, где содержание подчеркивалось бы одними типографскими приёмами. Однако печать иллюстраций и сегодня продолжает занимать важное место в полиграфии.

Ф.Буше. Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия. 1742.

 Т. Бьюик. Иллюстрация к басне Эзопа «Волк и журавль». 1818.

 

    М. С. Башилов. Иллюстрация к комедии «Горе от ума». 1862.

 

     А. И. Кравченко. Иллюстрация к повести Н, В. Гоголя «Портрет». 1923.
П. Пикассо. Иллюстрация к роману М. Сервантеса «Дон Кихот».1955.
 
В детстве, практически для каждого маленького читателя, основным показателем ценности книги является наличие в ней картинок. Да и «взрослые» книги много теряют без иллюстраций, которые являются важным дополнением к текстовому содержанию.