Гарнитура шрифта




 

Гарнитура шрифтакомплект типографских шрифтов одного рисунка, но разных по начертаниям и размерам. Раньше типографии располагали ограниченным набором гарнитур — несколькими десятками комплектов, различных по рисунку и назначению: текстовых, титульных, акцидентных, афишно-плакатных.

Гарнитуры классифицируются по конструкции букв алфавита по ширине, контрасту между шириной соединительных и основных штрихов, наличию и форме засечек.

Конструкция букв алфавита по ширине определяет графическое построение шрифта и влияет на его удобочитаемость. По этому признаку гарнитуры шрифта подразделяются на 3 класса: одноширинные, разноширинные и смешанного типа. Степень контраста в ширине штрихов букв важна при объединении шрифтов и иллюстраций в одной композиции. Для контрастных гарнитур шрифта максимальное отношение ширин соединительных и основных штрихов примерно равно 1:3, для умеренно-контрастных — от 1:3 до 2:3, для малоконтрастных и неконтрастных — соответственно от 2:3 до 1:1. Форма засечек, наряду с контрастом в ширине штрихов, положена в основу классификации гарнитур на группы по родству их рисунков.

Три важные характеристики гарнитуры шрифта, указанные выше, далеко не исчерпывают своеобразия рисунка каждой из гарнитур. Большое значение имеют формы окончаний штрихов, характер контура округлых знаков, углы встречи штрихов и прочее.

Изменения рисунка шрифта в пределах одной гарнитуры могут дать следующие начертания:
- по почерку — прописное, строчное, курсивное;
- по положению очка — прямое, наклонное вправо, наклонное влево;
- по плотности — сверхузкое, узкое, нормальное, широкое, сверхширокое;
- по насыщенности цветом — светлое, полужирное, жирное.
Разработанность каждой из гарнитур шрифтов в начертаниях зависит от её рисунка, назначения и способа набора.

Типографские шрифты выполняются в нескольких определённых размерах — кеглях, обозначаемых числом пунктов, а для некоторых ходовых кеглей и особым термином. Наиболее употребительными в наборе текстов являются кегли: 6 (нонпарель), 8 (петит), 9 (боргес), 10 (корпус), 12 (цицеро). Кегли 14, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 42, 48 носят название титульных или заголовочных, в соответствии с их основным назначением. Акцидентные шрифты обычно усложнённого рисунка могут выполняться в любых кеглях до 48-го. Афишно-плакатные шрифты, изготовленные из твёрдых пород дерева или пластмасс, имеют размер до 48 пунктов и выше, их кегли обозначаются в квадратах и цицеро. Основным размером шрифта для набора книжных изданий является кегль 10, для газетно-журнальных — кегли 8 и 9.

В прошлом, в отсутствии развитых систем компьютерного дизайна, верстки и предпечатной подготовки, все гарнитуры шрифтов разделялись на следующие группы:

- рубленые- Агат, Букварная, Газетная рубленная, Древняя, Журнальная рубленая, Плакатная, Рубленая;
- новые малоконтрастные — Академическую, Бажановскую, Баченаса, Журнальную, Кудряшевская словарную, Кудряшовскую энциклопедическую, Новую газетную, Новую журнальную, Пискаревскую, Школьную;
- обыкновенные — Байконур, Бодони книжная, Елизаветинская, Кузаняна, Обыкновенная, Обыкновенная новая, Северная;
- с едва наметившимися засечками — Акцидентная Телингатера, Каллиграфическая, Коринна, Октябрьская, Пальмира;
- брусковые — Балтика, Брусковая газетная, Реклама, Хоменко;
- медиевальные — Банниковская, Заголовочная газетная, Ладога, Лазурского;
- дополнительная группа — Рерберга.

 

Шрифты, имеющиеся в распоряжении типографии сейчас, требуют отдельного рассказа.