Суперобложка




 

Суперобложка (от лат. super — сверху) — элемент внешнего оформления книги. Она представляет собой лист бумаги (или иного декоративного материала), который содержит дополнительную информацию (текст, изображение). Суперобложка оборачивает книгу таким образом, что узкие концы листа (клапаны) загибаются под переплёт (реже под обложку).

Первые суперобложки появились на рубеже 19 и 20 веков и представляли собой усовершенствованные обёртки, служившие ранее для сохранения скомплектованных, но не сшитых книг. Массовое распространение в полиграфии этот элемент издания получил с 1920-х годов.

Первоначальная функция суперобложки — защита книги от повреждения и загрязнения, сохраняется до сих пор, но информативная и эстетическая задачи преобладают. Относительная самостоятельность суперобложки по отношению к книжному блоку позволяет разместить больше информации, чем на переплёте или обложке, что делает ее важным средством рекламы. Рекламная функция, цельность поверхности, позволяющая дать единое композиционное решение, возможность пятичастного членения (две сторонки, корешок и два клапана), тонкость и гибкость бумаги повышают роль суперобложки в оформлении книги.

Иногда, для увеличения прочности в типографии производят дополнительную обработку суперобложки — лакировку или припрессовку полимерной плёнки. Для ее изготовления используются прозрачные или полупрозрачные материалы, а также вырубка, позволяющая включить в композицию суперобложки часть композиции переплёта.